12. Синтез искусств. Массовые представления и мероприятия. Вертеп и карнавал. Театр итальянских масок.


КОММЕДИА ДЕЛЬ АРТЕ
Коломбина, Арлекин, Пьеро, Бригелла, Панталоне и др.


Коммедиа дель Арте (Комедия дель Арте, итал. Commedia dell'Arte, от commedia - «комедия, театр» и l'arte - «ремесло, умение, профессия») - традиционный итальянский уличный театр, называемый также «комедией масок». Зародился в X веке в Венеции, в городских шествиях и карнавалах. В XIV-XV веках в разных городах Италии на уличных подмостках основные роли играли жонглеры и буффоны (шуты). К середине XVI века сложилось название «Коммедиа дель Арте», в котором подчеркивалось новое, профессиональное начало, отличное от любительского, карнавального. Это отличие закреплялось «масками» - постоянными персонажами со своими костюмами, атрибутами и сценическими пассажами (Арлекин; Бригелла; Капитан; Ковьелло; Коломбина; Доктор; Панталоне; Пульчинелла; Пьеро; Скарамуччья; Тарталья). Характер этих масок создавал образы, получившие дальнейшее развитие в театральном искусстве XVII-XVIII вв.
Арлекин (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором.
Происхождение: Уроженец Бергамо, переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию.
Занятие: слуга.
Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Маска: черного цвета с огромной бородавкой на носу. Лоб и брови нарочито выделены, с черными взъерошенными волосами. Впалые щеки и круглые глаза указывают на его обжорство.
 Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.
Коломбина (Colombina,    от итал. colomba — «голубка») — традиционная маска итальянского народного театра Коммедиа дель Арте. Вначале этот кокетливый женский персонаж назывался Фантеска (итал. Fantesca — «Куколка») или Серветта (итал. Servetta — «Служанка»). Имя «Коломбина» появилось в 1560 году у исполнительницы этой роли Т. Бьянконелли. Ее изображали на рисунках и гравюрах в широкой крестьянской юбке и с корзиной в руках, в которой сидят две голубки. Позднее имя «Коломбина» стали относить и к другим актрисам в этой роли.
Пьеро, Пьерро (франц. pierrot — «воробей») — персонаж комического театра. Появился во Франции в 1680-х годах в результате переработки традиционных масок итальянского народного театра Коммедиа делъ Арте — Арлекина и Бригеллы, слуг — дзани. Пьеро играл роли глуповатого и простодушного лакея, безнадежно влюбленного в Коломбину. Его традиционный костюм — застегнутый спереди огромными пуговицами белый балахон с широкими и длинными рукавами. С образом Пьеро связано выдающееся произведение изобразительного искусства (намного превосходящее границы традиционной комической маски) — картина А. Ватто.
Пульчинелла (итал. Pulcinella - «Цыпленочек», от pulcino — «цыпленок») — традиционная маска итальянского народного театра Коммедиа дель Арте. Появилась в Южной Италии, в Неаполе, в конце XVI веке в качестве второго дзани (слуги). На рисунках и гравюрах Пульчинеллу изображают в смешном балахоне с длинными рукавами, с воротником типа жабо, в шутовском колпаке или широкополой шляпе. У него длинный нос и глупая улыбка. Пульчинелла может играть роль слуги, торговца, солдата, вора или разбойника. Он глуп, смешон, но ловок, изворотлив. Во Франции эту маску называли Полишинель (Polichinelle), в Англии — Панч (Punch).
Панталоне (Pantalone — возм., от итал. pianta leone — «водружатель льва») — ироничное прозвание венецианских тор­говцев и кондотьеров, водружавших на подчиненных землях знамя с эмблемой — изображением льва Св. Марка Евангели­ста, герба Венеции. В XVII—XVIII вв. — традиционная маска итальянского народного театра. Представляет венецианца с диалектом, мало понятным жителям других областей Италии.Панталоне — старик-торговец, скупец, притворяющийся больным; считает себя хитрее всех, но его всегда одурачивают. Панталоне — женолюб, в пьесах он «волочится за юбками», но все время оказывается в нелепых ситуациях, становится жертвой чьих-либо проделок. В итальянских народных картинках его изображают в красной куртке, красных панталонах (широкие штаны, обязанные своим названием имени этого персонажа), в желтых туфлях, красной шапочке и в черном плаще. Характерные приметы Панталоне — длинный горбатый нос, седые усы и борода. Предшественником маски Панталоне считают древнеримского ателлана (ак­тера из г. Ателлы) по прозванию Паппус (лат., из греч. pappus — «дед, старик»), который изображал скрягу-ловеласа — непременного персонажа всех античных комедий.
Вертеп
(нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen — хлев или сарай) — так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество (см. Мистерии). Отсюда им легко было проникнуть в католическую Польшу, а затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то время (XVI в.) обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по городам и селам со своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название "вертепа". Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен на Украйне и только в последние два десятилетия начал исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера.
Карнавал
 (от итал. carnevale — карнавал, из лат. carnem levāre — «убрать мясо» (ср. с русским «мясопуст»), начало поста) — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Аналогичен славянской Масленице. Распространен в католических странах и восходит к языческим обычаям Римской империи. По времени обычно предшествует Великому посту, откуда и происходит название. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
  
Карнавал появился в IX—X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии — Венецианский карнавал, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии: Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне.

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

Комментариев нет:

Отправить комментарий