15. Искусство дизайна. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.


Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Дизайн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Формирование  красивой  и  комфортной  предметной  среды  всегда привлекало  внимание  людей.  На  рубеже  ХIХ—ХХ  вв.  вместе  с  развитием промышленного  производства  возник дизайн.  Слово  «дизайн»  имеет  английское  происхождение,  в  переводе означает  «проект,  замысел,  чертеж, рисунок».  Дизайнеры    это  художники,  осуществляющие  художественное конструирование  и  проектирование различных  изделий:  машин  и  тканей,
предметов  быта  и  мебели,  одежды  и обуви,  интерьеров  и  садово-парковых ансамблей  
 и т.  д.

Бурный  технический  прогресс  в ХХ  в.  определил  появление  фабрик и  заводов,  которые пришли  на  смену кустарным мастерским. На новом производстве в изготовлении каждой вещи стал  принимать  участие  большой  коллектив,  выпуская  одинаковые  изделия для  массового  покупателя.  Дизайнеры старались  оживить  художественную культуру  и  придать  эстетическую  ценность  предметам  быта.

Классицизм,  модерн,  арт-деко,  минимализм,  хай-тек,  китч,  этно    это далеко  не  полный  перечень  стилей, существующих  в  дизайне  интерьера и  архитектуре.

Англия  стала  родиной  нового  стиля в  искусстве    модерна.  Модерн  возник в  творчестве  шотландского  архитектора  и  дизайнера  Чарлза  Макинтоша (1868—1928).  Он  создал  свой  собственный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный,  лаконичный,  подчеркивающий  утонченность  и  яркую  индивидуальность  владельца.  Линии  в  модерне  изысканные,  плавные  и  мягкие, напоминают  растительный  орнамент. Этому  стилю  присуще максимальное выявление  фактуры  и  пластических возможностей  материала.  В  конструкции  и  украшении  предметов  быта художники,  работающие  в  стиле    модерн,  ориентировались на  природные формы.

В  России  в  стиле  модерн  работали  известные  художники  М.  Врубель, С. Малютин  и  др.  Достаточно  посмотреть  на  особняки  начала  XX  в.,  где все  дизайнерские  элементы,  начиная с  витиеватых  решеток  и  заканчивая орнаментом  на  стенах,  выполнены  в одном  стилевом  решении.  Создавая интерьер  в  стиле  модерн,  дизайнер импровизировал,  подчиняя  все  одной тематике.

Дизайнеры  второй  половины  ХХ  в. проектировали  предметы  домашнего обихода  и  мебель  ярких,  кричащих цветов  и  самых  немыслимых  форм. Именно  в  это  время  появилась  одноразовая посуда, являющаяся  тоже продуктом  дизайна.

Современные  дизайнеры  выполняют  художественное  проектирование продукции  всех  производств,  начиная  от  самой  серьезной  техники  и машин  и  заканчивая  упаковкой  для молока  и  йогуртов. 

Им  принадлежат идеи  так  называемой  комплексной  эстетизации пространства  которая  выражается  в  поиске  оптимального  сочетания функций и формы  серийно  выпускаемых  предметов:  мебели,  телевизоров,  радиоприемников,  телефонных  аппаратов, светильников,  предназначенных  не  только  для создания  комфорта  в  повседневной  жизни  человека,  но и  для  ее  украшения.

Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство,  технологии  и  промышленное  производство  образовали  взаимовыгодное  содружество,  в  результате  которого  в  искусстве  появилось множество  новых  возможностей  самовыражения,  а  различные  технологические  процессы получили  эстетический  смысл.

Взаимосвязанными  в  ХХ  в.  оказались  искусство  и  мода.  Модельеры  не  раз  использовали  в своих  моделях  мотивы  большого  искусства.  В то  же  время  и  мода  подчас  диктовала  художникам  некоторые  идеи.  Например,  известный  испанский  художник  Сальвадор  Дали  (1904—1989) разработал  для  популярного  в Италии  Дома  мод проекты  женских  шляпок  в  виде  туфли.  А  демонстрации моделей одежды  в  крупных  городах превратились  в  настоящие  театрализованные представления.

Дизайн  одежды  спас  положение  в  музыкальных  театрах  Италии  и  Америки  во  второй  половине  ХХ  в.  В  эти  театры  были  приглашены мастера  авангардного  искусства.  Декораторам и  художникам  по  костюмам  представилась  возможность  реализовать  свои  самые  смелые  творческие  замыслы  при  создании  сценических  костюмов  для  персонажей  опер  и  балетов.






Комментариев нет:

Отправить комментарий