КОММЕДИА ДЕЛЬ АРТЕ
Коломбина, Арлекин,
Пьеро, Бригелла, Панталоне и др.
Коммедиа дель Арте (Комедия дель Арте, итал. Commedia
dell'Arte, от commedia - «комедия, театр» и l'arte - «ремесло, умение,
профессия») - традиционный итальянский уличный театр, называемый также
«комедией масок». Зародился в X веке в Венеции, в городских шествиях и
карнавалах. В XIV-XV веках в разных городах Италии на уличных подмостках
основные роли играли жонглеры и буффоны (шуты). К середине XVI века сложилось
название «Коммедиа дель Арте», в котором подчеркивалось новое, профессиональное
начало, отличное от любительского, карнавального. Это отличие закреплялось
«масками» - постоянными персонажами со своими костюмами, атрибутами и
сценическими пассажами (Арлекин; Бригелла; Капитан; Ковьелло; Коломбина;
Доктор; Панталоне; Пульчинелла; Пьеро; Скарамуччья; Тарталья). Характер этих
масок создавал образы, получившие дальнейшее развитие в театральном искусстве
XVII-XVIII вв.
Арлекин (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) —
персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска
итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский)
квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором.
Происхождение: Уроженец Бергамо, переехавший в поисках
лучшей доли в богатейший город — Венецию.
Занятие: слуга.
Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые
разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень
красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов —
зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим
хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему
свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Маска: черного цвета с огромной бородавкой на носу. Лоб и
брови нарочито выделены, с черными взъерошенными волосами. Впалые щеки и
круглые глаза указывают на его обжорство.
Поведение: Арлекин
весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла,
потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с
улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он
обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает
восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным
невзгодам и ребяческим горестям.
Коломбина (Colombina, от итал. colomba — «голубка») — традиционная
маска итальянского народного театра Коммедиа дель Арте. Вначале этот кокетливый
женский персонаж назывался Фантеска (итал. Fantesca — «Куколка») или Серветта
(итал. Servetta — «Служанка»). Имя «Коломбина» появилось в 1560 году у
исполнительницы этой роли Т. Бьянконелли. Ее изображали на рисунках и гравюрах
в широкой крестьянской юбке и с корзиной в руках, в которой сидят две голубки.
Позднее имя «Коломбина» стали относить и к другим актрисам в этой роли.
Пьеро, Пьерро (франц. pierrot — «воробей»)
— персонаж комического театра. Появился во Франции в 1680-х годах в результате
переработки традиционных масок итальянского народного театра Коммедиа делъ Арте
— Арлекина и Бригеллы, слуг — дзани. Пьеро играл роли глуповатого и
простодушного лакея, безнадежно влюбленного в Коломбину. Его традиционный
костюм — застегнутый спереди огромными пуговицами белый балахон с широкими и
длинными рукавами. С образом Пьеро связано выдающееся произведение
изобразительного искусства (намного превосходящее границы традиционной
комической маски) — картина А. Ватто.
Пульчинелла (итал. Pulcinella -
«Цыпленочек», от pulcino — «цыпленок») — традиционная маска итальянского
народного театра Коммедиа дель Арте. Появилась в Южной Италии, в Неаполе, в
конце XVI веке в качестве второго дзани (слуги). На рисунках и гравюрах
Пульчинеллу изображают в смешном балахоне с длинными рукавами, с воротником
типа жабо, в шутовском колпаке или широкополой шляпе. У него длинный нос и
глупая улыбка. Пульчинелла может играть роль слуги, торговца, солдата, вора или
разбойника. Он глуп, смешон, но ловок, изворотлив. Во Франции эту маску
называли Полишинель (Polichinelle), в Англии — Панч (Punch).
Панталоне (Pantalone — возм., от итал.
pianta leone — «водружатель льва») — ироничное прозвание венецианских торговцев
и кондотьеров, водружавших на подчиненных землях знамя с эмблемой —
изображением льва Св. Марка Евангелиста, герба Венеции. В XVII—XVIII вв. —
традиционная маска итальянского народного театра. Представляет венецианца с
диалектом, мало понятным жителям других областей Италии.Панталоне — старик-торговец,
скупец, притворяющийся больным; считает себя хитрее всех, но его всегда
одурачивают. Панталоне — женолюб, в пьесах он «волочится за юбками», но все
время оказывается в нелепых ситуациях, становится жертвой чьих-либо проделок. В
итальянских народных картинках его изображают в красной куртке, красных
панталонах (широкие штаны, обязанные своим названием имени этого персонажа), в
желтых туфлях, красной шапочке и в черном плаще. Характерные приметы Панталоне
— длинный горбатый нос, седые усы и борода. Предшественником маски Панталоне
считают древнеримского ателлана (актера из г. Ателлы) по прозванию Паппус
(лат., из греч. pappus — «дед, старик»), который изображал скрягу-ловеласа —
непременного персонажа всех античных комедий.
Вертеп
(нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen — хлев
или сарай) — так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах
Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с
ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее
конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды,
исполнявшиеся на Рождество (см. Мистерии). Отсюда им легко было проникнуть в
католическую Польшу, а затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то
время (XVI в.) обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших
по городам и селам со своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название
"вертепа". Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен
на Украйне и только в последние два десятилетия начал исчезать. Серьезность
содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В
лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться
Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера.
Карнавал
(от итал. carnevale —
карнавал, из лат. carnem levāre — «убрать мясо» (ср. с русским «мясопуст»),
начало поста) — праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями.
Аналогичен славянской Масленице. Распространен в католических странах и
восходит к языческим обычаям Римской империи. По времени обычно предшествует
Великому посту, откуда и происходит название. Сопровождается массовыми
народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
Карнавал появился в IX—X в. К этому времени относятся
наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных
городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии — Венецианский
карнавал, где раньше всего появились большие независимые города. Затем
появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии: Майнце, Дюссельдорфе
и Кёльне.
Народно-праздничные формы обычно составляли вторую,
неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением
определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и
карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным
улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших
праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах
сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих.
Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная
фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое
затем развёртывается на центральной площади города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий