Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
Дизайн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от
лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой
является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества
включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и
функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с
точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится
охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена
промышленным производством.
Человека, занимающегося художественно-технической
деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае
'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера
плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).
Формирование
красивой и комфортной
предметной среды всегда привлекало внимание
людей. На рубеже
ХIХ—ХХ вв. вместе
с развитием промышленного производства
возник дизайн. Слово «дизайн»
имеет английское происхождение, в
переводе означает «проект, замысел,
чертеж, рисунок». Дизайнеры —
это художники, осуществляющие художественное конструирование и
проектирование различных
изделий: машин и
тканей,
предметов быта и
мебели, одежды и обуви,
интерьеров и садово-парковых ансамблей
и т. д.
и т. д.
Бурный
технический прогресс в ХХ
в. определил появление
фабрик и заводов, которые пришли на
смену кустарным мастерским. На новом производстве в изготовлении каждой
вещи стал принимать участие
большой коллектив, выпуская
одинаковые изделия для массового
покупателя. Дизайнеры
старались оживить художественную культуру и придать эстетическую
ценность предметам быта.
Классицизм,
модерн, арт-деко, минимализм,
хай-тек, китч, этно
— это далеко не
полный перечень стилей, существующих в
дизайне интерьера и архитектуре.
Англия стала родиной
нового стиля в искусстве
— модерна. Модерн
возник в творчестве шотландского
архитектора и дизайнера
Чарлза Макинтоша
(1868—1928). Он создал
свой собственный стиль интерьера
и мебели, строгий, изысканный,
лаконичный, подчеркивающий утонченность
и яркую индивидуальность владельца.
Линии в модерне
изысканные, плавные и
мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю
присуще максимальное выявление
фактуры и пластических возможностей материала.
В конструкции и
украшении предметов быта художники, работающие
в стиле модерн,
ориентировались на природные
формы.
В России в
стиле модерн работали
известные художники М.
Врубель, С. Малютин и др.
Достаточно посмотреть на
особняки начала XX
в., где все дизайнерские
элементы, начиная с витиеватых
решеток и заканчивая орнаментом на
стенах, выполнены в одном
стилевом решении. Создавая интерьер в
стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя
все одной тематике.
Дизайнеры второй половины
ХХ в. проектировали предметы
домашнего обихода и мебель
ярких, кричащих цветов и
самых немыслимых форм. Именно
в это время
появилась одноразовая посуда,
являющаяся тоже продуктом дизайна.
Современные
дизайнеры выполняют художественное проектирование продукции всех
производств, начиная от
самой серьезной техники
и машин и заканчивая
упаковкой для молока и
йогуртов.
Им принадлежат идеи так
называемой комплексной эстетизации пространства которая
выражается в поиске
оптимального сочетания функций и формы серийно
выпускаемых предметов: мебели,
телевизоров,
радиоприемников, телефонных аппаратов, светильников, предназначенных не
только для создания комфорта
в повседневной жизни
человека, но и для
ее украшения.
Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии
и промышленное производство
образовали взаимовыгодное содружество,
в результате которого
в искусстве появилось множество новых
возможностей самовыражения, а
различные технологические процессы получили эстетический
смысл.
Взаимосвязанными
в ХХ в.
оказались искусство и
мода. Модельеры не
раз использовали в своих
моделях мотивы большого
искусства. В то же
время и мода
подчас диктовала художникам
некоторые идеи. Например,
известный испанский художник
Сальвадор Дали (1904—1989) разработал для
популярного в Италии Дома
мод проекты женских шляпок
в виде туфли.
А демонстрации моделей
одежды в
крупных городах превратились в
настоящие театрализованные
представления.
Дизайн одежды спас
положение в музыкальных
театрах Италии и
Америки во второй
половине ХХ в. В эти
театры были приглашены мастера авангардного
искусства. Декораторам и художникам
по костюмам представилась
возможность реализовать свои
самые смелые творческие
замыслы при создании
сценических костюмов для
персонажей опер и балетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий