Плакат
Плакат (нем. Plakat
от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) —
броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом,
сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (В
другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат
воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение,
предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула
отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете
коммуникации.
К особенностям жанра
можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным
и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная
метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное
время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным
является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в
сочетании с рисунком и с живописью.
В недавнем прошлом
нашего народа плакаты несли просто огромный смысл в диалоге с людьми.
Рисованные, броские, с точным, достаточно резким высказыванием можно было
встретить повсюду – в школах, на вокзалах, в ресторане и даже приёмной
директора. Подобным способом власти хотели донести главный смысл жизни русского
человека. Зачастую автором того или иного плаката становились простые люди и
неизвестные никому художники. Однако до сих пор эти плакаты весьма интересны
для наблюдателя – это как артефакт некогда былой эпохи, но теперь настолько
позабытой, что кажется неправдой. Плакаты СССР вновь возвращают нас в те
времена, и мы можем вспомнить выражение “К тебе обращается плакат”.
Советский политический П. родился и достиг исключительно
высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. Развивая традиции
сатирической графики периода Революции 1905—07 и русского народного лубка (См.
Лубок), Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое,
боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового П. Идейная
целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень
сделали П. подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской
работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по
инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид П. — «Окна
РОСТА».
«Ты записался
добровольцем?» — агитационный плакат, созданный художником Д. Моором (настоящее
имя Орлов Дмитрий Стахиевич) в июне 1920 года (г.), во время
гражданской войны в России.
Образ Дяди Сэма получил особую известность во время Первой
мировой войны. Тогда Дядя был изображён на плакате, приглашавшем добровольцев
вступать в американскую армию и принять участие в войне на территории Европы. С
плаката Дядя Сэм сурово смотрел и указывал на читателя пальцем, а подпись под
картинкой гласила «Ты нужен мне в армии Соединённых Штатов» (англ. I want you
for U.S. army). Художник Джеймс Монтгомери Флагг, нарисовавший этот плакат в
1917 году, признался, что использовал своё собственное лицо как модель для Дяди
Сэма. Вообще, идея этого изображения была взята из аналогичного британского
вербовочного плаката, на котором в такой же позе был изображён лорд Китченер.
Флаггом был также нарисован альтернативный плакат, на котором Дядя Сэм так же
пристально смотрел на зрителя, — но не указывал на него пальцем, а стоял,
уперев руки в бока.
Именно плакат Флагга I want you for U.S. army натолкнул Дмитрия
Моора на идею известного плаката времён Гражданской войны в России «Ты
записался добровольцем?» (1920). Как и Флагг, который нарисовал дяде Сэму
собственное лицо, Моор в виде решительного будённовца нарисовал самого себя.
Позже идею плаката с будённовцем заимствовал художник Ираклий Тоидзе, создавший
самый знаменитый советский плакат времён Второй мировой войны — «Родина-мать
зовёт!» (1941).
Композиционные и художественные приемы плакатов СССР и гитлеровской Германии поражают современного зрителя, но факт остается фактом...
Комментариев нет:
Отправить комментарий