Культурологические концепции
культуры (Шпенглер и Сорокин, Бердяев и Гумилев).
Культурология как наука сформировалась лишь в XX веке.
Процесс обоснования ее объекта, предмета, структуры, основной проблематики и
функций еще продолжается. Но воззрения на явления и процессы жизнедеятельности
общества, которые впоследствии были отнесены к содержанию культуры, возникали
уже в древних обществах.
Культурологические направления
Оптимистическое, или сциентистское, направление разработки
концепций культуры составили работы, в которых научно-технический прогресс
оценивался положительно и рассматривался
главным фактором
культурологического развития. Доминантная позитивная позиция отстаивалась
и в отношении развития экономики, политики, права, свободы человека, духовное
жизни.
Пессимистическое, или антисциентистское, направление
составляло оппозицию научно-техническому развитию и преимущественно негативно
отражало состояние европейской культуры. В работах О. Шпенглера, К. Ясперса, представителей Римского клуба и
других высказывалась негативная оценка технического развития. Наука и
технизация объявлялись главными "виновниками" кризиса европейской
культуры. Свою концепцию культуры Шпенглер изложил в книге "Закат
Европы", а также в работах "Внутренняя форма слова", "Человек
и техника" и других. Культуру он понимал как организм, обладающий сквозным
историческим единством, но обособленный от других подобных организмов. Жизнь
людей лишь частично может быть выражена в культуре. Это символы культуры -
верования, образы мышления, сооружения, социальные учреждения, литература и
искусство.
Шпенглер считал,
что носителями действительной истории общества являются всего восемь культур:
египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская),
византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура
народа майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры2. Культуры
неповторимы и замкнуты, хотя взаимодействуют между собой. Каждая культура
существует примерно тысячу-полторы тысячи лет. Она проходит в своем развитии
четыре цикла. Первый цикл - "весна" - отражает становление культуры;
второй -"лето", или юность, - характеризует расцвет, упрочение;
третий -"осень" - знаменует зрелость культуры и, одновременно, ее
надлом. Четвертый цикл - "зима" - означает гибель культуры. Она, по
Шпенглеру, умирает и перерождается в цивилизацию. Такова судьба всякой
культуры. Западный мир, по его мнению, уже перешел к цивилизации в XIX веке.
Начинается "закат Европы". Он характеризуется культом денег, подчинением
человека машине, бюрократическим государством, возвеличиванием техницизма,
свертыванием литературно-художественной деятельности, разложением морали.
Философия оторвалась от жизни. Главное: человек потерял свободу, он простая
"песчинка" в мегаполисах и элемент бездушной толпы. Цивилизацию, по
Шпенглеру, надо заменить "действительной жизнью", которой присуща
близость к природе, полнота переживаний и Прорыв в будущее. Философия жизни
должна состоять в ограничении Научно-технического прогресса и мегаполисов, в
развитии народной культуры, художественного восприятия, в удовлетворении
непосредственных интересов людей, в богатстве экономической, политической,
нравственной, духовной деятельности общества.
Теория пассионарности
– идейная основа культурологической концепции Л. Гумилёва, на основании
которой культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в
зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры.
Все рассуждения евразийцев исходят из идеи, что
Россия-Евразия представляет собою уникальный географический и культурный мир. Евразийское
культурное сознание не восприняло такие характеристики западной цивилизации,
как "германский педантизм", "польский гонор", рационализм,
скученность городов и экологические издержки.
Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по
признаку пассионарности, включающую девять её уровней.
Высший — шестой, жертвенный,
человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких
личностей являются Ян Гус, Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум,Сусанин.
Несколько ниже лежит пятый
уровень — стремление к идеалу победы — человек вполне готов рисковать жизнью
ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это
патриарх Никон, Иосиф Сталин и др.
То же самое, но в меньшем
масштабе, проявляется на четвёртом уровне — стремление к идеалу успеха. Примеры
— Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это уровни перегрева,
акматической фазы (четвёртый уровень — переходный).
Ниже идут уровни, наиболее
характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то,
что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за
примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные, художники, писатели,
музыканты, и т. д.
Для выхода из фазы надлома
характерен второй уровень — поиск удачи с риском для жизни. Это искатель
счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё
способный рискнуть жизнью.
Со снижением пассионарности
на смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся к благоустройству без
риска для жизни.
Ещё ниже стоит обыватель —
тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Это нулевой
уровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме
обскурации), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении
этноса. При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными
её значениями — субпассионарии. Они бывают двух уровней: −1-го и −2-го. Если
первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые
не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних
причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники.
«У русских будет слишком мало
пассионарности, чтобы каждый мог иметь свою цель и вообще для разнообразия
целей, но достаточно, чтобы следовать какой-то одной цели, не требующей особых
жертв, но всеобщей. Будут накоплены значительные богатства и колонизированы
значительные территории. Бывшие республики СССР будут снова присоединены.
Возможно, среди будущих колоний будут Европа и Северная Америка. К пассионариям
отношение общества еще ухудшится, и они будут вымирать в результате
естественного отбора (гармоничные особи не пожелают заводить с ними семью, так
как в цене будут не безумцы, а основательные люди, заботящиеся о пропитании
семьи).»
Пассионарная теория
этногенеза не встретила понимания и поддержки у советской науки В настоящий
момент Пассионарную теорию этногенеза преподают в Высших Школах: России,
Казахстана, Узбекистана, как одну из теорий развития этноса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий