Стиль в искусстве. Мода.
Стиль в
искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении.
Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения,
отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной
целостности.
На уровне
культурных эпох и направлений искусства исследователи говорят о стилях
искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле классицизма,
барокко, рококо, модерн. В периоды размытости глобальных стилей эпохи или
крупного направления говорят о стилях отдельных школ (например, для
Возрождения: стили сиенской, венецианской, флорентийской и других школ) или
стилях конкретных художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).
В истории искусства
крупные стили возникали, как правило, в синтетические эпохи, когда основные
искусства формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг
и на основе ведущего искусства, которым обычно выступала архитектура. Живопись,
скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е.
на систему принципов работы с формой и художественным образом (принципами
организации пространства, в частности), складывающуюся в архитектуре.
Мода (фр.
mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное
господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.
Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни,
искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который
популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто
обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды
также включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела
(например, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI века ценится
стройность).
Модой в самом
широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанное на
данном этапе отношение
к внешним формам культуры: к стилю
жизни, обычаям сервировки
и поведения за
столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении
слова мода, которым
всегда подразумевается
постоянное и с
позиций разума недостаточно
объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры,
обычно имеют в виду одежду.
История моды
так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл
значение одежды как
средства защиты от
неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного
до тех пор,
пока он не
начал размышлять о ее эстетической
и стилизующей функции.
Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее
непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение.
Неотъемлемый
атрибут моды — погоня за новизной; при этом степень новизны/модности предмета
или явления зависит не столько от его объективного времени создания
(возникновения), сколько — от момента обретения им популярности и общественного
признания. Так, модными электронными гаджетами могут стать далеко не уникальные
технологически (или с точки зрения реальных потребительских свойств) приборы;
модные элементы одежды — как правило, имеют прямые аналоги в прошлом.
Два мотива
движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус,
второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции); по
другой классификации, подражание само по себе является формой биологической
защиты.
Мода в одежде
связана с визуальным приближением вида тела к господствующим идеалам. Например,
в Китае и Японии было модно деформировать девочкам ступни, ограничивая их рост,
что считалось признаком аристократизма, а в Европе деформировалось корсетом всё
туловище. Кринолин подчёркивал достоинство и общественное положение; вообще
большой расход ткани, например, на шлейф или платье являлся показателем
принадлежности к тому или иному сословию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий